Ежедневные интересные новости

Новый бюджет Украины принят: какими будут зарплаты, пенсии и сколько потратят на оборону. Главные цифры

Содержание

Новый бюджет Украины принят: какими будут зарплаты, пенсии и сколько потратят на оборону. Главные цифры

Бюджет Украины на 2026-й, который во втором чтении 3 декабря утвердили депутаты комитет Верховной Рады, предусматривает доходы в размере 2,9 трлн грн, а расходы – 4,9 трлн грн. Такую огромную разницу придется компенсировать за счет заимствований и грантов, которые обещают предоставить международные партнеры. Минфин разрабатывал документ с учетом, что война продлится весь следующий год.

Украинцев ждет еще один тяжелый год. В отличие от 2025-го, должны повысить минимальную пенсию и минимальную зарплату. Однако этого повышения не хватит даже для того, чтобы компенсировать кумулятивную инфляцию.

Все собственные поступления потратят на безопасность и оборону. То есть каждая уплаченная налогами гривня пойдет на защиту страны. Тогда как медицину, образование, зарплаты бюджетников и т.д. будут финансировать за счет кредитов и грантов. О том, каким будет бюджет Украины в 2026-м, читайте в материале OBOZ.UA.

Как проект бюджета изменили ко второму чтению

Утром 3 декабря состоялось заседание Комитета Верховной Рады, на котором был одобрен вариант госбюджета-2026 для второго чтения. Голосование в сессионном зале парламента прошло в тот же день в присутствии премьер-министра Юлии Свириденко и министра финансов Сергея Марченко.

За смету во втором чтении проголосовал 261 народный депутат, а в целом – 257 нардепов. По фракціям в финальном голосовании голоса разделились так:

  • «Слуга народа» – 193;
  • «Платформа за жизнь и мир» – 16;
  • «Восстановление Украины» – 11;
  • «За будущее» – 11;
  • «Доверие» – 16;
  • «Голос» – 1;
  • Внефракционные – 9;
  • «Европейская солидарность»– 0;
  • «Батькивщина» – 0.

Доходы бюджета ко второму чтению увеличили на 30 млрд грн. Такое увеличение доходов ожидают в том числе благодаря росту ставки налога на прибыль банков – с 25% до 50%. Кстати, против такого шага, кроме самих банков, выступал и НБУ.

«Фактором, который повлиял на пересмотр прогноза доходов общего фонда государственного бюджета ко второму чтению… является учет норм проекта Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения банков…», который принят за основу и предусматривает повышение ставки налога на прибыль для банковских учреждений с 25% до 50% за налоговые (отчетные) периоды 2026 года», – говорится в пояснительной записке проекта бюджета на 2026 год во втором чтении.

В Раде представители оппозиции также требовали отменить финансирование «Единого телемарафона». Однако в тексте проекта бюджета на 2026-й все еще предусмотрен 1,5 млрд грн на его финансирование.

Глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа перечислила изменения ко второму чтению (не полный перечень):

  • половину «банковского налога», который должен был бы зачисляться в местные бюджеты (4,3 млрд грн), направить на закупку пассажирских вагонов для УЗ;
  • ГП «Финансирование инфраструктурных проектов» вернет в бюджет 1,4 млрд грн, которые тоже будут направлены на закупку вагонов (всего вместе 5,7 млрд грн);
  • дивиденды «Укрфинжилья» (1,27 млрд грн) направить на программу льготной ипотеки (аналогично до 2025 года);
  • зачислять 50% НДФЛ, уплачиваемого резидентами Defense City, в бюджет громады, куда релоцируется предприятие, и направлять эти деньги на создание инфраструктуры, поддержку релокации или на защиту производства;
  • поручение правительства рассмотреть возможность с 1 сентября дополнительно повысить заработные платы учителей (до повышения на 30%, которое уже запланировано с 1 января).

Также комитет решил добавить местным бюджетам 4% от НДФЛ (до 64%) и установить целевое направление этих дополнительных средств на проведение расчетов за энергоносители и на погашение задолженности по разнице в тарифах на энергоносители. Соответственно, субвенцию на разницу в тарифах в сумме 15,2 млрд грн исключили.

«Повышение заработной платы учителей: с 1 января – на 30% и с 1 сентября – еще на 20% без каких-либо изменений в подходах к оплате труда учителей. В то же время предлагается добавить 4,8 млрд грн на программу престижности труда педагогических работников, чтобы иметь возможность рассмотреть дальнейшее увеличение зарплат учителей в течение года», – добавила Пидласа.

Наибольшие изменения в расходной части госбюджета:

  • +18,9 млрд грн на резервный фонд;
  • +6,6 млрд грн на повышение зарплаты преподавателей высших учебных заведений;
  • -8,24 млрд грн – уменьшение расходов на Государственную пограничную службу (перераспределили преимущественно в пользу Нацгвардии – 5,85 млрд грн и Нацполиции – 2,29 млрд грн);
  • +1 млрд грн на частичную компенсацию имущественных потерь бизнеса и страховых премий от военных рисков;
  • +1 млрд грн – укрытия в садиках;
  • +528 млн грн – публичные инвестиционные проекты в сфере здравоохранения (предварительно – на реконструкцию Харьковской областной детской больницы, но это должен еще утвердить Стратегический инвестиционный совет).

Повторяют ошибки прошлых лет

OBOZ.UA уже неоднократно писал о том, что идея Минсоца ограничить специальные пенсии за счет специальных коэффициентов провалилась. В судах массово отменяют эти ограничения. Причина отмены – уменьшить пенсии во время военного положения можно, однако это должно быть сделано законом. Зато в бюджете на 2025-й было сказано, что ограничения введут коэффициентами, которые примет правительство.

Суды считают, что коэффициенты должны быть прописаны в законе (хотя бы в законе о бюджете на 2025 год), а не в постановлении правительства.

Отмена коэффициентов занимает у пенсионеров около месяца. Например, исковое заявление по делу 340/1876/25 от военного пенсионера с просьбой отменить применение коэффициентов поступило 23 марта. А уже 23 апреля судья Кировоградского окружного админсуда Роман Брегей принял решение в пользу пенсионера. При этом решением суда производится перерасчет не с момента принятия решения, а с момента применения коэффициентов. То есть все средства, которые недополучили особые пенсионеры из-за решения правительства, им должны вернуть.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Киеве на Подоле горел ресторан: известно подробности. Фото и видео

На своей странице в Facebook судья прокомментировал судебную практику (сообщение вышло на следующий день после принятия решения). Брегей объяснил, что ограничивать пенсии можно, однако как именно ограничивать эти выплаты, должно быть предусмотрено законом, а не постановлением правительства. И такую позицию озвучивают сотни судей по всей стране.

Если в 2025-м можно было допустить, что правительство просто не успело рассчитать коэффициенты и дало себе возможность потратить немного больше времени для расчетов (постановление правительства приняли в начале января, а бюджет – еще в ноябре 2024-го). В этом году есть уже рассчитанные коэффициенты.

Но, несмотря на это, правительство снова оставляет возможность в судах отменять ограничения и не устанавливает коэффициенты в законе, ссылаясь на то, что будет разработано отдельное постановление правительства.

Правительство поручило себе до 1 июля 2026 года подать в Раду законопроект об установлении единых подходов к пенсионному возрасту и осуществлении индексации пенсий на общих условиях тем, кому пенсия установлена специальными законами. Однако каким будут эти нормы и успеют ли их принять – вопрос открытый.

На что и сколько средств потратят

Расходы на безопасность и оборону в 2026-м обойдутся Украине в 27,2% ВВП, или 2 трлн 805 млрд грн. Для сравнения: до полномасштабной войны, в 2021-м, на безопасность и оборону тратили 5,93% ВВП.

Министерство финансов считало бюджет так, как будто война будет продолжаться в течение всего 2026 года. Так делают каждый год с самого начала полномасштабной войны. В случае, если ситуация будет лучше и война закончится раньше, в бюджет можно внести изменения. Однако денег должно хватить даже на худший вариант развития событий.

«С точки зрения Министерства финансов, нам лучше предусматривать средства на полный цикл войны на 2026 год. Нам так понятнее, нам так прагматичнее. Чтобы нас потом не обвиняли, что мы где-то там что-то не увидели», – сказал министр Сергей Марченко на форуме Forbes Money в Киеве.

Как и прошлые годы, все внутренние поступления направят на безопасность и оборону. Так, другие расходы (образование, медицина, социальные и т.д.) придется делать за счет заимствований и внешней помощи.

  • Аппарат Верховной Рады – 3,6 млрд (было 3,1 млрд)
  • Государственное управление делами – 4,3 млрд (было 4 млрд)
  • Государственная судебная администрация – 22,7 млрд (было 22,1 млрд)
  • Офис генпрокурора – 18,6 млрд (было 16,9 млрд)
  • МВД – 522 млрд (было 438,2 млрд)
  • МИД – 8,3 млрд (было 7,9 млрд)
  • Минветеранов – 8,2 млрд (было 3,3 млрд)
  • Минобороны – 1 трлн 923 млрд (был 1 трлн 568 млрд)
  • Минобразования и науки – 184,4 млрд (было 127,5 млрд)
  • Минэнергетики – 11 млрд (было 7 млрд)
  • Министерство здравоохранения – 250,2 млрд (было 216,8 млрд)
  • Минсоцполитики – 465,3 млрд (было 421,3 млрд)
  • ПФУ – 293,6 млрд (было 279,2 млрд)
  • Минцифры – 10,1 млрд (было 4,1 млрд)

Более половины расходов – около 45% – это денежное обеспечение военнослужащих. Рекордные 955 млрд грн (1/3 всех средств на оборону) планируется направить на закупку и производство вооружения.

Зарплата вырастет, но этого мало

С 1 января минимальная зарплата вырастет с 8 000 до 8 647 грн. Вместе с тем минимальная пенсия увеличится всего лишь на 234 грн: с 2 361 до 2 595 грн. Проблема заключается в том, что даже после индексации украинцы, которые получают минимальные зарплаты и пенсии, будут находиться за чертой бедности.

Бюджетом также предусмотрена традиционная мартовская индексация пенсий. Для большинства пенсионеров именно мартовская индексация в 2026-м может стать едва ли не единственным существенным перерасчетом выплаты. Сейчас спрогнозировать возможный размер индексации трудно. Однако, по предварительным расчетам OBOZ.UA, индексация может быть на уровне от 14,6% до 15,4%.

По оценкам правительства, ВВП в 2025 году продолжит восстановительный тренд и вырастет на 2,7%. Этого мало для того, чтобы преодолеть последствия значительного падения после начала полномасштабной войны.

«В прогнозном периоде правительство сосредоточит усилия на реализации комплекса горизонтальных и отраслевых реформ, определенных программой Ukraine Facility, выполнении обязательств в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом, а также на мероприятиях, необходимых для продвижения к членству в Европейском Союзе… Продолжающаяся война все так же оказывает существенное давление на экономику. Последствия вооруженной агрессии выходят далеко за пределы физических разрушений: они формируют комплекс системных проблем и рисков, сдерживающих инвестиционную активность, влияют на производственную динамику и определяют темпы восстановления», – указано в документе.

При этом в 2026 году прогнозируется рост реального ВВП на 2,4%. Дефицит государственного бюджета в 2026-м предполагается на уровне 18,4% ВВП, в частности общий фонд – 17,2% ВВП и специальный фонд – 1,2% ВВП. А необходимость во внешнем финансировании превысит 45 млрд долл.

12212643821ПодписатьсяТегиУкраинаГосбюджет Украиныбюджетпенсииминимальная зарплатаМинистерство экономики УкраиныМинистерство финансовРоксолана ПидласаРедакционная политика

Вернуться на главную OBOZ

Комментарии закрыты.